Каким бы тяжелым не был случай инсульта, при правильном лечении и активном участии больного в процедурах реабилитации большая часть функций организма восстанавливается.
Больному необходим весь комплекс процедур для реабилитации, включая лечебную гимнастику и массаж.
Лежачего больного поворачивайте каждые два часа для предотвращения образования пролежней.
Правильно укладывайте парализованную руку и ногу подопечного:
В положении «на спине»:
*Чтобы предупредить развитие тугоподвижности в плечевом суставе и появления в нем боли:
• Рядом с кроватью, со стороны парализованной стороны поставьте табуретку и положите на неё большую подушку так, чтобы угол подушки оказался под плечевым суставом больного.
• Разогните руку подопечного в локте. Положите её ладонью вверх, выпрямите пальцы, наложите лонгету и прибинтуйте её к руке. Лонгета должна доходить до середины предплечья.
• Отведите руку пациента в сторону на 90° (сохраняя положение «ладонью вверх») и уложите на подушку так, чтобы плечевой сустав и вся рука были на одном уровне по горизонтали.
• Между рукой и грудной клеткой поместите валик так, чтобы зафиксировать руку в правильном положении, при необходимости положите на валик мешочек с песком весом 0,5 кг.
*Парализованную ногу больного согните в колене на 15-20°. Под колено уложите валик.
*Стопу установите в среднее положение между сгибанием и разгибанием и зафиксируйте при помощи подставки.
В положении «на здоровом боку»:
• парализованную руку подопечного согните в плечевом и локтевом суставах и подложите под неё подушку;
• парализованную ногу согните в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах и подложите под неё подушку.
В положении «лежа на парализованной стороне»:
• наклоните голову пациента немного вниз;
• парализованную руку подопечного вытяните вперед под прямым углом к телу и поверните ладонью вверх;
• здоровую руку больного положите набок или отведите назад (но не вперед!);
• слегка согните парализованную ногу пациента в коленном суставе, но выпрямите её в тазобедренном;
• здоровую ногу согните в тазобедренном и коленном суставах и подложите под неё подушку.
Чтобы сохранить подвижность суставов в парализованной руке и ноге проводите с подопечным «пассивные упражнения»: возьмите сначала руку больного и аккуратно сделайте определенные движения, а затем сделайте движения парализованной ногой пациента.
Выполняйте с подопечным каждые 4 часа комплекс упражнений лечебной гимнастики. Следите за тем, чтобы движения были плавные и не причиняли боли. Следите, чтобы больной делал дыхательную гимнастику. Дыхание оказывает влияние на мышечный тонус.
Учитывайте, что поведение больных с правосторонним параличом отличается от поведения больных с левосторонним параличом.
ПРАВОСТОРОННЕЕ нарушение
паралич ЛЕВОЙ стороны тепа
Недооценивая масштаб двигательных расстройств, больной равнодушно относится к своему положение
Характерно
- Нарушение восприятия пространства: натыкаются на двери, не могут определить расстояние до предмета, теряют место, где читают
- Нарушение восприятия собственного тепа не чувствуют свою левую руку и ногу, не знают где она находится.
На что обратить внимание:
- Постарайтесь поставить кровать больного, чтобы правым глазом он мог видеть входящих и центр комнаты
- Расположите нужные предметы возле больного так, чтобы они находились с правой стороны
- Попросите подопечного проговаривать все действия, которые он выполняет
- Речь способствует восстановлению пространственного восприятия
ЛЕВОСТОРОННЕЕ нарушение
паралич ПРАВОЙ стороны тела
Вялость, пассивность.
утрата сложных эмоциональных переживаний
Характерно
- Нарушение речи и её восприятие человек не способен произносить слова или не понимает то, что ему говорят.
- Забывает слова, название предметов, с трудом строит фразы
На что обратить внимание:
- Используйте в общении мимику, жесты, прикосновения
- Двигайтесь плавно, общайтесь медленно, говорите спокойно и негромко
- Используйте короткие фразы
- При необходимости - общайтесь с пациентом письменно
- Подберите с врачом для подопечного комплекс логопедических упражнений
- Следите за тем. чтобы больной регулярно выполнял задания логопеда
Восстановление двигательной активности после инсульта.
Выход из постельного режима нужно осуществлять постепенно и только по согласованию с врачом. Сначала учат больного садиться, потом делать гимнастику для ног, далее вставать и только затем - ходить. Если подопечный не может самостоятельно садиться:
- Сначала помогайте ему садиться.
- Потом ему нужно научиться сидеть в постели.
- Снабдите кровать специальными приспособлениями, чтобы пациент мог сесть без Вашей помощи.
- Научите больного спускать ноги с кровати и пересаживаться на стоящий рядом стул или кресло-каталку.
Постепенно учите больного:
1) стоять;
2) переносить тяжесть тела с одной стороны тела на другую;
3) делать шаги на месте;
4) для обучения ходьбе приобретите ходунки.
5) Обучая ходьбе, находитесь рядом с больным со стороны его пораженной стороны.
Помощь в приёме пищи больным после инсульта.
Врач должен оценить способность больного глотать и жевать и назначить соответствующую диету. Больному с нарушением функций жевания и глотания легче проглотить мягкую пищу, чем жидкую. При слюнотечении из парализованной половины рта, следите за тем, чтобы лицо было сухим и чистым. Смазывайте кожу возле рта защитным кремом.
Подавайте пищу подопечному всегда сбоку, с неповрежденной стороны, и кладите в ту сторону рта, которая не поражена. После еды убедитесь, что во рту у пациента не осталось пищи.
Наблюдение за больным.
Следите за кожными покровами, принимайте все меры для профилактик и пролежней. У таких больных часто бывает недержание мочи и кала, правильно ухаживайте за пациентом.
Для восстановления нормального цикла сна:
• понижайте температуру воздуха в комнате больного на ночь;
• снижайте калорийность пищи и её температуру (после горячей обильной еды человек засыпает);
• организуйте дневное время подопечного так, чтобы ему все время было чем заняться.
Вызывайте врача, если
• произошло повышение температуры, появилась сильная боль в боку. У лежачих больных высока опасность пневмонии;
• на парализованной стороне появились отёки – это может быть признаком тромбоза вен.
Оказывайте подопечному эмоциональную поддержку. Убеждайте его, что родные любят и ценят его независимо от его состояния.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
Зав отделением медицинской реабилитации
Н.Л.Осадчая