Мифы о насилии

Нас с детства учат, что семья — главная опора человека. Это место, где мы чувствуем под­держку и любовь, где нас окружают близкие люди, где нас принимают такими, какие мы есть. В семье мы находим понимание и защиту, когда кажется, что весь внешний мир ополчился против нас.

Проблема домашнего насилия в на­шем обществе является неприличной, почти запретной, и поэтому окружена множеством домыслов и легенд. Эти стереотипы нужно разрушать, ведь именно из-за них женщина, стол­кнувшаяся с насилием в семье, не на­ходит понимания и помощи в своем окружении, а часто и вовсе не реша­ется обратиться за ними, и остается один на один со своей бедой.

Развенчиваем мифы:

МИФ № 1. Домашнего наси­лия в современном мире не существует.

По статистике, в Беларуси наси­лие в той или иной форме осущест­вляется в каждой четвертой семье. Ежегодно более четырнадцати тысяч женщин погибают от рук партнера или других близких родственников. До 40 % тяжких насильственных пре­ступлений происходит в семьях.

Миф № 2. Женщина сама провоцирует насилие и заслуживает его.

К сожалению, это мнение очень распространено в нашей стране, что снова свидетельствует о господстве патриархальных пережитков. В со­знании многих вполне цивилизован­ных людей почему-то сохраняется стереотип, что женщина — некая при­надлежность мужчины, с которой «добрый барин» может обращаться по своему усмотрению.

Мы забываем о том, что человек в принципе не может заслуживать побоев или унижений, и это закреплено в современных моральных и право­вых нормах. Обидчику таким спосо­бом просто очень удобно оправдывать свои действия.

Миф № 3. Женщина в любой момент может уйти от своего обидчика.

В настоящее время в нашей стра­не женщина далеко не всегда может уйти от мужа, который ее бьет. Чаще всего ей просто некуда обратиться. Также в нашем обществе очень силь­но закреплена социальная и эконо­мическая зависимость женщины от своего партнера.

Миф № 4. Насилие происхо­дит только в неблагополучных семьях.

Семью, в которой регулярно практикуется насилие, никак не назовешь благополучной. Но при этом в соци­альном плане такая семья может ка­заться вполне нормальной: жертвы насилия обычно скрывают происхо­дящее, обидчики чаще всего отлично осознают ситуацию и вполне адекват­ны в общении с окружающими.

Материальный фактор также не играет большой роли: насилие случа­ется в равной степени как в бедных, так и в обеспеченных семьях. Поэто­му материальное или социальное бла­гополучие совершенно не обязатель­но является панацеей от домашнего насилия.

Циклы насилия

Как ни странно, схема поведения мужчины в ситуации насилия до­вольно стандартна для любых семей. Психологи называют это циклом на­силия, и включают в него три фазы:

Напряжение - на этой стадии происходит посте­пенное накопление негатива: отдель­ные вспышки гнева, учащающиеся ссоры, растущее количество претен­зий. Обидчик начинает позволять себе оскорбления и угрозы в адрес партнерши. При этом часто оба пар­тнера пытаются оправдать поведение мужчины сложной ситуацией на ра­боте или стрессом, и женщина в этой ситуации пытается удержать свои по­зиции в отношениях.

Именно на этом этапе жертве необходимо максимально эффективно воспользоваться поддержкой близ­ких людей или специализированных центров: с нарастанием напряжения возможностей балансировать у женщины остается все меньше.

 

Острое насилие - эскалация конфликта доходит до пика, мужчина срывается, проис­ходит сильнейший всплеск негатива. Ни один из партнеров не может отри­цать ситуацию насилия. Но, перейдя границу, мужчина уже не может себя контролировать. Женщины часто чувствуют приближение этого перио­да заранее, усиливается состояние страха и депрессии.

Поддержку будет реально оказать именно на этапе этого «предчувствия»: необходимо помочь осознать женщине возможности избежать острого насилия, поддержать в принятии этого решения. Могут понадобиться и более конкретные действия – например, по­мощь в поиске укрытия.

«Медовый месяц» - после всплеска острого насилия всегда наступает «тихий» период. Мужчина в это время может быть любящим, виноватым. На этой фазе для партнера характерны обещания исправиться, многочисленные до­казательства любви. Иногда мужчи­на может апеллировать к тому, что партнерша сама «довела» его, что он просто сорвался. Тревога и страх у женщины отступают, все происходя­щее начинает видеться в более спо­койном свете.

А так как адаптивные возможности женщины обычно высоки, ей начина­ет казаться, что все не так уж страш­но и с этим вполне можно мириться. В такие моменты осознать всю тя­жесть происходящего и принять ре­шение об уходе сложнее всего.

Но нельзя забывать, что, случив­шись даже один раз, насилие скорее всего повторится. Если цикл уже запущен, прервать его практически невозможно. Причем при каждом повторении степень насилия обычно возрастает.

Почему так сложно уйти?

Людям, которые никогда не стал­кивались с проблемой домашнего на­силия, обычно кажется, что решается она довольно просто: нужно только уйти от своего мучителя. Действи­тельно, этот выход очень логичен. Что же удерживает жертв домашнего насилия от этого решительного шага?

Чаще всего главным, а нередко и единственным аргументом стано­вится экономическая зависимость от партнера. Женщина далеко не всег­да способна полностью обеспечивать себя и своих детей самостоятельно, не говоря об астрономических рас­ходах на покупку отдельного жилья. И если можно пару дней переноче­вать у подруги, то что делать с более длительными сроками? И, опять же, что делать с ребенком, если он есть?

Чтобы предотвратить свое попадание в этот замкнутый круг эконо­мической несамостоятельности, стоит заранее позаботиться о своем буду­щем. Если есть возможность — не прекращать работать с появлением семьи, чтобы иметь стабильный зара­боток и не терять квалификацию; не продавать жилье, пока не будете на 100 % уверены в партнере.

Правильным шагом будет иметь свои отдельные сбережения «на чер­ный день». При вступлении в брак здоровой и современной позицией является заключение брачного дого­вора, в котором можно четко сформу­лировать отдельные экономические моменты.

Другая причина – страх вспышки агрессии обидчика и обострения на­сильственных действий, вплоть до физической расправы: «найдет, из-под земли достанет и убьет». Хоть этот страх может быть иррациональ­ным, чаще всего он имеет под собой реальные основания. Учитывая дале­ко не всегда адекватное отношение к домашнему насилию у представи­телей правоохранительных органов в нашей стране, невозможно иметь гарантии физической безопасности после разрыва.

Предотвратить возникновение та­кой ситуации и этого обоснованного страха можно и нужно на более ран­них стадиях. Распознать в мужчине склонность к насилию можно по не­которым признакам еще до того, как она начнет реализовываться в семей­ной жизни.

Такими тревожными звоночками, например, является сверхконтролирующее поведение мужчины, вербальная агрессия в ваш адрес, неспособность контролировать себя в неожиданных или экстремальных ситуациях, жестокое отношение к животным.

Эти негативные проявления долж­ны насторожить вас и стать, как ми­нимум, поводом для обсуждения с мужчиной. Еще лучше – обратиться к психологу или психотерапевту. Специалист подскажет вашему из­браннику, как правильно справлять­ся с внутренней агрессией, контроли­ровать себя в сложных ситуациях.

Но если даже после принятых мер ситуация не меняется и вы начинае­те замечать постепенное нарастание агрессии и появление насильственных действий или намерений, — луч­ше уходить сразу, не дожидаясь кри­тической точки.

Есть и более тонкие психологические причины, по которым женщи­на остается с обидчиком. Одна из них – стыд. Это может показать­ся странным, но нередко женщине стыдно быть жертвой насилия, она берет на себя вину за происходящее или боится показаться слабой, бес­помощной.

Женщина также пытается «не выносить сор из избы». А учитывая сте­реотипы, бытующие в нашем обще­стве в отношении домашнего насилия, женщины часто не только не уходят из семьи, но и скрывают факт наси­лия. Они вынуждены хранить своео­бразный «секрет», боясь непонимания или порицания, и не говорят о проис­ходящем даже близким людям.

Другой такой неявной причиной являются традиционные и религиозные нормы, предписывающие жен­щине любой ценой сохранять брак и семью. Женщина в этом случае ста­новится заложником своего несчастья и не видит иных перспектив, кроме как терпеть и продолжать страдать во имя ценностей, не имеющих к ее ситуации никакого отношения.

 

 

Зав.отделения профилактики
Корнйчик Ю.М.

поделиться в: