Глаза - орган зрения. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение помогает различать цвет предметов, их размер, форму, узнавать, далеко они или близко, движутся или неподвижны...Зрение для человека представляет величайшую ценность, и знать о том, как сохранить его или улучшить его, должен каждый. Глаза - важнейший орган восприятия окружающего мира. И только тебе решать как ты будешь смотреть на окружающий мир: ясным взглядом здоровых глаз или через стекло очковых линз.
Глаза напрямую связаны с мозгом человека. От здоровья глаз зависит не только общее здоровье человека, но и нормальное функционирование мозга. В последнее время люди стали намного больше работать за компьютером, огромная нагрузка ложится на глаза школьника и при обучении. Как же сохранить здоровье глаз и не получить близорукость, столь распространенную в наше время?
Учебный процесс — нелегкая обязанность школьника.
Это и шесть-семь часов, ежедневно проводимых за партой, и выполнение домашних заданий. Серьезные нагрузки приходятся на глаза, поэтому зрение нужно беречь с детства. А это значит, что после уроков глаза ребенка нуждаются в отдыхе. Но отдых не должен превращаться в просмотр телепередач или сидение за компьютером. Дети непременно должны гулять на свежем воздухе, двигаться, заниматься спортом.
Затраты времени в день на просмотр телепередач и занятия на компьютере, %
Показатели |
7 – 10 лет |
11 – 14 лет |
15 – 17 лет |
До 0,5 часа |
3,9 |
2,5 |
2,2 |
0,5 – 1час |
20,0 |
11,1 |
9,6 |
1 – 2 часа |
38,0 |
35,6 |
31,9 |
2 – 3 часа |
27,0 |
30,7 |
32,3 |
3 – 4 часа |
7,1 |
13,8 |
14,7 |
Свыше 4 часов |
4,1 |
6,3 |
9,2 |
Как определить, что ребенок хуже видит.
- он держит книжку близко к глазам - ближе 25 см;
- начинает прищуриваться, глядя на более или менее удаленные предметы;
- становится менее подвижным;
- часто жалуется на головные боли;
- становится невнимательным, рассеянным;
- падает успеваемость в школе (ребенок просто не видит половину того, что на доске написано, а сесть поближе или спросить учителя стесняется).
Не сидим сложа руки . Родителям нужно понаблюдать, как ребенок сидит за партой или дома, готовя уроки. Ученику маленького роста не подойдет высокий стол, и наоборот, более крупный ребенок не должен горбиться за низкой партой. Освещение должно быть двойным:
- верхнее - рассеянное,
- и левое боковое - направленное на книгу или тетрадь.
Не забывайте о профилактике! Не разрешайте детям читать во время еды, в транспорте, лежа. Ограничьте время просмотра телевизора.
Нещадно выкидывайте «тетрисы». Не давайте детям играть в игрушки на сотовом телефоне.
Соблюдайте правила работы на компьютере Нормы работы на компьютере.
Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70 см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления (оптимально - стул с высокой спинкой и подлокотниками). Освещенность на рабочем столе должна составлять 300-500 люкс, на экране монитора - 300 люкс. Для создания такой освещенности рекомендуется дополнительно использовать настольную лампу для освещения клавиатуры. Для ограничения прямой блесткости от источников освещения необходимо применять светильники рассеянного света, жалюзи или занавески на окнах. Оптимальной ориентацией окон помещений для работы с компьютером является север и северо-восток.
Телевизор можно смотреть только сидя! Расстояние от экрана - не меньше 3 метров, размер экрана - 21 дюйм и более. Чем больше экран, тем дальше от него усаживайте ребенка. Тип телевизора (обычный, «плоский» экран, жидкокристаллический или плазменный) на разрешенное время просмотра не влияет.
Упражнения для проведения зрительной гимнастики:
- Сильно закрыть глаза (зажмурить) на счет 1-4, затем раскрыть глаза, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 3 раза.
- Не поворачивая головы посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Аналогично проводится упражнение с фиксацией взгляда влево.
- Голову держать прямо. Поморгать на счет 10-15.
- Не поворачивая головы перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 - вверх, на счет 1-6 - прямо, 1-4 - вниз, 1-6 - прямо.
- На оконном стекле сделать красную круглую метку диаметром 3-5 мм. За окном наметить какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдаль. Ребенок должен стоять на расстоянии 30-35 см от метки и в течение 10 секунд смотреть на красную метку, а затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и смотреть на него 10 секунд.
Помним! Для сохранения и стимуляции зрения очень полезны:
-черника,
-апельсины,
-морковь,
-молочные продукты,
-свекла,
-свежая капуста,
-абрикосы,
-гречка, желток, печень
-хурма,
Только творческая совместная работа врача и педагога-воспитателя при активной помощи родителей будет определять эффективность охраны зрения детей.
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. (Сократ)
УЗ 16 ГКП Врач- офтальмолог
Жигарева И.П.