Сегодня модно быть собой – естественной, той, которой задумала тебя природа. Сегодня модно быть мамой. Кто бы что ни говорил, но институт семьи возрождается и семья – то, что действительно ценно и важно сегодня. Естественность – тренд сознания современного человека.
И если организм женщины проделал такую огромную, совершенно волшебную работу, чтобы частичка другого организма, проделав длинный путь и перенеся борьбу, все-таки выжив, прикрепилась и приспособилась к жизни в утробе женщины, то самое естественное решение – вынашивать эту частичку с благодарностью и любовью. Сегодня делать аборт – это уже не естественно.
Человеческая жизнь с самого зачатия полностью доверена матери, о нем заботится доверено женщине природой, но порой драматические ситуации или эгоистические убеждения могут заставить женщину к уничтожению жизни, которую она вынашивает в себе.
В нашей стране про аборты пишут мало. Про аборт знают далеко не все женщины. Причина проста – те люди, которые могут и должны писать, говорить про аборты, не хотят этого делать, чувствуя подсознательно свою вину за связь с этим деянием в том или ином виде. Мы не отрицаем, что проблема является неприятной, поэтому нужно говорить, о чем не будь более приятном. Но если пойти таким путём, то больного человека придется уверять, что он не болен, полностью здоров, вместо того чтобы лечить. Поэтому стоило бы рассказать про аборт с разных точек зрения как можно объективнее.
Однако было бы несправедливым сбросить всю ответственность за аборт на мать, потому что часто находятся и другие лица, ответственность которых можно считать же, а иногда даже больше, чем самой матери. Может быть виноватым отец ребенка, который прямо заставляет мать к аборту или делает это косвенным образом: оставляет ее во время беременности один на один с проблемами, временами слишком серьезными. Не следует забывать также и о намеках и соучастии, которые происходят от родных, близких и друзей, которые временами делают это во имя чести, доброго имени, женской свободы.
Кто должен брать на себя ответственность за решение в подобном случае? Врач? Родители ребенка? Кто должен принимать окончательное решение в вопросе сохранения или прерывания беременности: сама женщина, или оба родителя?
Наверное, большинству женщин, перед которыми однажды вставал этот вопрос, знакома фраза "решать тебе". Большинство женщин действительно решали это сами. Некоторым знакома ситуация, когда единственной помощью мужчины в этом вопросе были деньги на аборт. Может быть, у кого-то было и так, что и о деньгах речь не шла…
Пожалуй, главная проблема, с которой сталкивается женщина после аборта – это все-таки не возможные негативные последствия для здоровья (никакой метод прерывания беременности не обходится бесследно!), а огромный стресс, который у многих остается, что бы не говорили "бывалые", на всю жизнь. Если у женщины есть дети, она невольно размышляет о том, каким бы был ее неродившийся ребенок. Если нет – о том, что это расплата за содеянное.
А какова ответственность мужчины? Ее не потрогаешь руками, не оценишь другими категориями… Самый строгий судья себе – ты сам. Есть еще известное правило "незнание закона не освобождает от ответственности", но работает ли оно в этом случае? Может быть, правильнее будет предоставить своему партнеру это знание? Информацию о последствиях аборта, о психологическом стрессе, испытываемом женщиной, наконец, поразмыслить вместе о вашем отношении к этому?
Ведь единоличное принятие подобного, иногда самого важного решения в вашей жизни – это, по сути, выражения недоверия к своему партнеру. Который не смог убедить тебя в том, что он – именно тот человек, от которого ты бы хотела иметь ребенка. И который хотел бы иметь ребенка именно от тебя.
Аборт относится к числу старейших проблем медицинской этики, а также философии, юриспруденции и теологии.
Упоминание об аборте встречается в Древнем Китае более 4600 лет назад. Есть свидетельства, что древние жители Австралии разрывали плодную оболочку, чтобы вызвать выкидыш. А женщины Восточной Африки вызывали аборт с помощью специальных деревянных палочек. Некоторые врачи древности подходили к вопросу взвешенно и допускали аборт только в тех случаях, когда роды грозили опасностью матери или ребенку. Не одобряет прерывания беременности клятва Гиппократа ("Я... не вручу никакой женщине абортивного пессария"), однако Аристотель считал аборт допустимым. В позиции Аристотеля обращают на себя внимание два момента: необходимость абортов обосновывается у него демографическими целями (регулированием рождаемости) одновременно он считал аборт дозволенным, пока в зародыше не сформировалась "чувствительность" и "двигательная активность".
Особенно аборты были распространены в эллинскую эпоху и во время Римской империи. В те времена использовали для прерывания беременности препараты спорыньи, которые не всегда вызывали выкидыш, но вызывали выраженные побочные эффекты.
Отношение к аборту всегда было противоречивым. Женщина или врач, проведший аборт могли преследоваться по закону. В 200 году н.э. аборты наказывались изгнанием и каторжными работами в рудниках. В то же время, Платон не считал аборт непозволительным средством, а Аристотель просто-таки рекомендовал его для ограничения слишком большой рождаемости. Римское же право карало производство искусственного аборта. Но это касалось только супругов. Если же аборт делали незамужние женщины - на это не обращали никакого внимания.
В Древнем Риме, в особенности в его поздний период, аборт не считался чем-то позорным и широко практиковался. Позднее, когда Римская империя стала нуждаться в солдатах для захвата чужих земель и увеличения числа рабов, женщина и лица, способствующие производству аборта, строго наказывались.
В эпоху упадка империи состоятельные граждане предпочитали не иметь ни семьи, ни детей. Поначалу в римском праве зародыш трактовался как часть тела матери (pars viscerum), поэтому женщина не подвергалась наказанию за умерщвление плода или изгнание его из утробы. И только позднее эмбрион (nasciturus - "имеющий родиться") был наделен некоторыми гражданскими правами. Искусственный аборт стал трактоваться как преступление прав родителей, если кто-то стремился достичь таким путем имущественных прав.
Испокон веков искусственное прерывание беременности было вне закона. Все религиозные конфессии запрещали верующим участвовать в этой процедуре. С момента возникновения христианства аборт стал отождествляться с убийством человека. Христианская концепция утверждала, что истребление плода лишает его благодати будущего крещения и, следовательно, является тяжким грехом. Поэтому в средние века аборт квалифицировался как тяжкое преступление, аналогичное убийству родственника. Под влиянием церкви в XVI веке почти во всех европейских странах (Англии, Германии, Франции) производство аборта каралось смертной казнью, которая впоследствии была заменена каторжными работами и тюремным заключением. При чем это касалось не только врача, но и пациентки.
20 век легализовал аборты и возвел их в когорту методик планирования семьи. Появление во второй половине 20 века, альтернативных средств, регуляции рождаемости, изменение культурных традиций мирового сообщества заострило вопрос о нравственной оценке процедуры искусственного прерывания беременности.
В настоящее время аборт может быть сделан по желанию женщины в срок до 12 недель (согласно законодательству) и по медицинским показаниям (искусственный аборт).
Долгие годы в нашей стране искусственный аборт оставался почти единственным средством "планирования семьи". Современные методы контрацепции позволяют избежать этой опасной операции. Но даже сегодня 6% женщин ежегодно делают аборт, причем 60% из них прерывают таким образом первую беременность.
Искусственное прерывание беременности распространено в наши дни более, чем когда-либо в предыдущей истории. Ежедневно в мире совершается около 100 млн. половых актов, в 910000 случаев происходит зачатие, в 10% этих случаев беременность заканчивается искусственным абортом. Как отмечала в 1996 г. Комиссия по народонаселению и развитию ООН, "во многих странах - как развитых, так и развивающихся - искусственному прерыванию беременности общественность уделяет повышенное внимание". При этом озабоченность вызывают как медицинские последствия абортов - материнская заболеваемость (нередко приводящая к бесплодию) и смертность, так и морально-правовые - проблемы его допустимости на разных сроках беременности и законодательной регламентации.
К непосредственно методам прерывания беременности относятся вакуумная аспирация ("мини-аборт"), медицинский аборт (инструментальное вмешательство), на поздних сроках – внутрипузырное введение растворов, вызывающих родовую деятельность и малое кесарево сечение. К нехирургическим методам относится магнитная индукция, иглорефлексотерапия, гомеопатия (эффективность этих методов очень низка) и получивший в последнее время широкое распространение медикаментозный аборт. По некоторым сведениям, именно он сейчас наиболее популярен в Европе.
Хотелось бы подчеркнуть, что не стоит заниматься самообманом: якобы миниаборт гуманнее аборта на поздних сроках; таблетки не сравнимы с хирургическим вмешательством... Давайте говорить честно: результат применения любого из этих способов – аборт или вызванный искуственно выкидыш. И последнее ничем не гуманнее, коль скоро мы принимаем тот факт, что с первых дней существования зародыш – это человек! Поэтому подобное деление ни на чем не основывается.
Аборт может вызвать негативные последствия для женского организма:
В результате аборта у 12% женщин нарушается менструальный цикл, возможны кровотечения между месячными, у женщины, у которой уже есть дети после аборта менструальный цикл может восстановиться через 3-4 месяца у женщины с первой беременностью восстановление всех функций может затянуться до 6 месяцев и более.
- аборт - наиболее частая причина гинекологических заболеваний - после аборта они развиваются у каждой пятой женщины
- аборт нарушает работу эндокринной и нервной систем, снижает сопротивляемость организма
- женщина подсознательно воспринимает аборт как насилие над собственным телом
- это психологический стресс, который может привести к изменениям психики
- как и любая другая операция, аборт может вызвать ряд осложнений различной степени тяжести.
Итак, если вы все же решились на аборт, ещё раз задумайтесь о возможных последствиях….
Наша цель – поддержать женщину в ситуации трудного выбора, оказать информационную поддержку и попытаться вместе посмотреть на сложившуюся ситуацию под разными углами, вместе наметить выход из сложных жизненных условий. Проект фонда «Мир в каждый дом» под названием «Аист» работает мягко, экологично, из состояния любви и принятия.
Вот основная проблема всех этих женщин, которые идут на аборт. А недостаток финансов, малая жилплощадь и страх потерять карьеру – это лишь щиты, чтобы не показать своей истинной природы и слабости, это лишь защита от большой неутолимой боли в сердцах этих женщин.
На деле даже самые плохие условия не станут преградой, если отец этого ребенка скажет: «Я люблю тебя и хочу этого малыша. Я с тобой и вместе мы справимся, у нас всё получится, мы сможем. Не надо его убивать». Или, если мама беременной женщины / сестра / бабушка / свекровь скажет: «Не делай этого. Я буду рядом. Всё сложится, прорвёмся. Я помогу, чем могу».
Казалось бы, это простые слова. Но именно они зачастую оказываются решающим фактором.
Женщину, которая имеет за спиной опору и психологическую поддержку от близкого человека (не обязательно мужа), женщину, которая чувствует, что она любима и нужна, что важен её малыш, что её не осуждают за её беременность, а принимают её – такую женщину ни одна повседневная и бытовая трудность не заставит убить своего малыша и лишить себя материнства.
Врач акушер - гинеколог