Russian

Belarusian

English

г. Минск, ул. Щедрина, д. 83

e-mail: info@16gp.by

вызов врача:  +37517 360-02-15 (городской)

телефон для смс-сообщений для людей с нарушением слуха:+37529 148-88-87

справка: +37517 310-06-22 (городской, многоканальный)

платные услуги: +37517 263-68-05 (каб.117)

Проект Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года...

Проект Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года вынесен на общественные обсуждения

Цели устойчивого развития — это стратегия всего человечества для того, чтобы будущему поколению передать планету в хорошем состоянии и сформировать условия для развития общества, экономики и экологии.

Министерство экономики Республики Беларусь проводит общественные обсуждения проекта Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года (НСУР-2035). Ознакомиться с проектом можно на сайте Министерства экономики Республики Беларусь. НСУР-2035 станет системообразующим документом, с помощью которого в Республике Беларусь будут разрабатываться прогнозы и программы социально-экономического развития страны на средне- и краткосрочную перспективы. В основе стратегии – системный подход, раскрывающий развитие трёх взаимосвязанных сфер: экологической, социальной, экономической и ориентация на Цели устойчивого развития.

Цели и задачи в области устойчивого развития комплексные и неделимые, глобальные по своему характеру и универсально применимые, при этом

они дают возможность учитывать национальные различия, возможности и уровни развития каждого государства, уважают национальные стратегии и приоритеты. Каждое государство устанавливает свои собственные национальные задачи, руководствуясь глобальными пожеланиями, но принимая во внимание национальные условия. Правительство также решает, как учитывать глобальные задачи при национальном планировании, принятии мер и разработке стратегий.

Устойчивое развитие – это не только самостоятельная цель, но и наилучший из имеющихся в распоряжении международного сообщества инструмент предупреждения самых разных проблем. Теперь задача состоит в том, чтобы мобилизовать все силы на реализацию этих программ для достижения реальных и осязаемых результатов.

1111111

Все 17 ЦУР взаимосвязаны и  универсальны, главный подход – «никого не оставить в стороне». С одной стороны, это соблюдение интересов каждого, с другой – все должны быть привлечены к реализации поставленных целей. Партнерство и сотрудничество – условия достижения ЦУР, которые структурируют по пяти основным направлениям, так называемым 5Р: люди, процветание, мир, партнерство, планета. ЦУР – это стратегия всего человечества, и проблематика их достижения прочно закрепляется в стратегической национальной повестке дня всех государств мира.

В проекте НСУР-2035 отмечены тренды глобального развития, внешние вызовы и риски в долгосрочной перспективе, описана белорусская модель устойчивого развития. Отдельные главы посвящены развитию человеческого потенциала, эффективной занятости, цифровой трансформации экономики, устойчивой инфраструктуре, развитию бизнес-среды и обеспечению экологической безопасности на основе развития зелёной экономики. В проекте НСУР-2035 определены цели, задачи, инструменты и механизмы реализации ключевых стратегических направлений, обеспечивающих устойчивое развитие Республики Беларусь с учетом достижения Целей устойчивого развития. Среди ключевых вызовов для устойчивого развития отмечены демографические проблемы, низкая производительность труда и обеспечение экологически благоприятных условий для жизнедеятельности населения.

Что касается национальных стратегических консультаций ПРООН, то их цель - выработать ключевые направления совместной деятельности ПРООН и национальных партнеров с учетом приоритетов развития Беларуси, чтобы включить их в документ страновой программы ПРООН на 2021-2025 годы.

По мнению национального координатора по ЦУР, важно, чтобы новая страновая программа разрабатывалась с учетом мнения людей. "Предложения от регионов, районов, людей, социальных групп обязательно должны войти в программу. Мы не должны занимать пассивную позицию. Мы должны вместе активно обсуждать, предлагать и искать рациональные стратегии, которые выведут нашу страну на новый высокий уровень развития", - считает Марианна Щеткина.

Высокий уровень развития общества включает в себя достижения по трем составляющим: экология, общество, экономика. Это цифровизация, развитие экономики, обеспечение экологической безопасности, молодежная политика, поддержка семей, инклюзия, гендерное равенство и другие направления. "Уровень благосостояния людей должен расти", - подчеркнула Марианна Щеткина.

В 2015 году государства - члены ООН приняли повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года, которая включает в себя список из 17 Целей устойчивого развития (ЦУР). Они направлены на ликвидацию бедности и голода, борьбу с неравенством и несправедливостью, решение проблем, связанных с климатическими изменениями. Повестка-2030 - комплексная стратегия повышения качества жизни людей, развития и потребления без ущерба для будущих поколений. Все 17 целей адаптируются и для Беларуси. Над этим работают национальный координатор по достижению ЦУР, Совет по устойчивому развитию (куда входят представители всех госорганов), партнерская и другие группы, гражданское общество и международные организации. Все их предложения будут отражены в Национальной стратегии устойчивого развития на период до 2035 года.

БЕЛОРУССКАЯ МОДЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

 Беларусь будущего

Республика Беларусь – суверенное государство с высоким качеством жизни, конкурентным человеческим капиталом, развитой экономикой, встроенной в систему международного разделения труда, сохраненными природными ландшафтами и естественными экологическими системами. Страна успешно развивается ускоренными темпами в полном

соответствии с принятой Стратегией устойчивого долгосрочного развития, в

реализацию которой вовлечены и горячо поддерживают широкие круги

населения, бизнес-сообщество, государственные структуры. Общество разделяет с государством заботу о своем благосостоянии. Широко поддерживаются местные инициативы, созданы достаточные условия для саморазвития и сотрудничества местных сообществ. На всех уровнях сформированы институты социального партнерства.

Беларусь – безопасная страна. 

Республика Беларусь противостоит террористическим угрозам, негативному внешнему информационному воздействию, своевременно

отвечает на любые внешние вызовы в интересах жителей страны.

Предпринимаются эффективные меры по снижению и адаптации к

экологическим и климатическим изменениям.

Беларусь на внешнем контуре.

Сохраняется открытость в отношении всех стран, желающих конструктивно

взаимодействовать с Республикой Беларусь. Усиливая направленность и

согласованность внутренней политики на ответы внешним вызовам.

Республика укрепляет свое влияние в работе ЕАЭС, других

интеграционных объединений, повышает уровень участия в рабочих органах

ведущих международных организаций. Налажен конструктивный диалог с

государствами Евросоюза, США, странами «дальней дуги». Активно

развивается сотрудничество с КНР в рамках сопряжения долгосрочных

стратегий развития двух стран. Сформирован и активно продвигается новый страновой бренд Беларуси – страны, известной во всем мире как открытая, комфортная, высокотехнологичная, самобытная и экологически безопасная страна.

Беларусь открыта для иностранных инвесторов и туристов из всех стран мира.

Беларусь – страна, где человек – главная ценность

Человек – главная ценность и ключевой актив в Беларуси: накопленный

человеческий капитал и дальнейшее его развитие обеспечивают

конкурентоспособность страны на глобальном уровне.

Граждане Беларуси уверены в завтрашнем дне. Духовный, нравственный,

культурный уровень населения стал высоким. Основной опорой развития

страны являются традиционные ценности, усиливается связь поколений.

Белорусы возвращаются к большим семьям. Семья и родительство – фундамент

развития страны и личностного потенциала каждого гражданина. Значительно

снизилась преступность, употребление алкоголя, сигарет, наркотиков.

Человек любого возраста имеет возможность активного участия в

развитии сообщества.

Существующее неравенство доходов, обусловленное степенью вклада в

благосостояние страны, считается справедливым абсолютным количеством граждан.

Средний класс формирует основу стабильности белорусского общества.

Доступная поддержка используется эффективно в интересах тех, кто в ней

нуждается. Люди с инвалидностью интегрированы во все аспекты

жизнедеятельности. Уменьшается доля граждан, подверженных риску бедности

и социальной изоляции.

Беларусь – страна с экологически безопасной и комфортной средой для жизни

В Беларуси созданы условия, где человек живет на земле и в гармонии с

природой. Благодаря этому обеспечен значительный прогресс в области

снижения заболеваемости и смертности населения. Система здравоохранения

доступна, качественна, безопасна, использует передовые эффективные

медицинские технологии.

Полноценный образ жизни и активное долголетие выступают в качестве

главных приоритетов государственной политики. Основополагающим в сфере

охраны здоровья является ответственное отношение человека к укреплению и

сохранению своего здоровья, ведению здорового образа жизни.

Сельские территории стали более равнопривлекательны для качественной

жизни и работы. Активно развиваются поселения усадебного типа с

инфраструктурой нового уровня, что станет основой нового пространственного

развития территорий. Ядром жилищного строительства стали энергоэффективные технологии с применением местных видов сырья.

Большинство граждан Беларуси предпочитают жить в собственном доме.

Популярен загородный образ жизни. В гармонии с природой сформирована

среда жизни человека, его развития и интеллектуального потенциала. Каждая

семья имеет свое «родовое гнездо».

Беларусь – страна для самореализации личностного потенциала каждого гражданина

Человек занимается любимым делом в любимой стране. В полной мере

реализуются его права и возможности. Эффективная занятость, обеспечивающая достойный заработок и развитие творческого потенциала, становится основой благополучия граждан.

Созданы равные возможности для реализации личностного потенциала и удовлетворения жизненных потребностей каждого человека независимо от места проживания и социального статуса. Широко развиваются новые модели занятости населения в рамках ландшафтно-усадебной урбанизации.

Рынок труда демонстрирует незначительные структурные диспропорции

на региональном уровне, снижается поляризация рынка труда и ее социальные

последствия. Остановлен отток квалифицированных специалистов за рубеж,

белорусский рынок труда привлекателен для квалифицированной иностранной

рабочей силы и бизнеса.

Широкое развитие получили новые формы занятости и гибкие режимы

труда, инклюзивная занятость. Достигнут низкий уровень безработицы среди

молодежи. Сформирована новая формула труда и отдыха. Человек на пенсии

имеет широкие возможности быть экономически активным.

Беларусь – высокоинтеллектуальная страна

Через воспитание и образование XXI века сформирован новый тип

гражданина – человек, нацеленный на всестороннее развитие, имеющийся

потенциал которого позволяет ему обеспечивать достойный уровень жизни себе

и своей семье. Стремление к новым знаниям на протяжении всей жизни

становится главным фактором его развития. Система образования предоставляет каждому человеку вне зависимости от возраста и социального положения доступ к развитию личностных качеств и компетенций, востребованных для проявления активной гражданской позиции, профессионального развития и улучшения качества личной жизни. В стране сформирована среда для творческого развития каждого и всех. Открытые и доступные образовательные ресурсы на базе цифровых технологий

– один из факторов качественного образования для всех групп населения.

Развиваются научные компетенции международного уровня и условия их

коммерциализации в реальном секторе экономики для обеспечения опережающего роста инновационного предпринимательства мирового уровня.

Беларусь – страна с конкурентоспособной экономикой

Беларусь стала страной развитого информационного общества,

сформированного на инновациях и знаниях, c обширным цифровым

пространством и активным участием граждан страны в качестве пользователей

цифровых технологий и услуг. Растет инновационная деловая активность, основанная на результатах отечественных исследований и разработок, на тесном сотрудничестве между образованием, наукой, промышленностью, другими сферами производства и услуг. Усиление конвергенции технологий (в первую очередь – нано-, био-,

информационных, когнитивных и социогуманитарных) и формирование на этой

основе новых отраслей экономики создают благоприятную среду для встраивания

Республики Беларусь в систему международного разделения труда.

Беларусь – страна с развитой бизнес-средой

Создана благоприятная бизнес-среда, конкурентная среда реально

обеспечивает равные условия для деятельности и развития организаций всех

форм собственности и размеров. Сформирована действенная система защиты

прав собственности. Конструктивное партнерство между государством и

частным бизнесом стало основой развития экономики. Активно развивается

социальное предпринимательство. Сформирован конкурентоспособный и

адаптивный предпринимательский сектор. Принципы корпоративной социальной ответственности интегрированы в деловые процессы государства и бизнеса.

Созданы условия с минимальными рисками и издержками для национального и иностранного инвестора. Широкое развитие получили инвестиции в нематериальные активы, в частности, в интеллектуальную собственность. Значительные инвестиционные ресурсы направляются на развитие человеческого потенциала и создание качественной инфраструктуры всех видов – производственной, социально-бытовой, информационной.

Беларусь – страна с бережным отношением к природе и чистой окружающей средой

Природные ресурсы и разнообразие ландшафта Беларуси – уникальное

достояние белорусского народа. Леса и болота – легкие Европы. Любые

принимаемые решения уважительны к природе. Увеличивается разнообразие и

устойчивость биотопов и популяций местных видов флоры и фауны. Сохранены

ценные виды животного и растительного мира. Каждый житель страны

обеспечен чистой водой и экологически чистыми продуктами питания. Они

также стали важнейшим экспортным ресурсом. Осуществляется естественная регенерация измененных человеком экосистем. Сформирован образ жизни, уважающий восстанавливающую способность природы. Обеспечен переход к рациональным моделям потребления и производства, сформирована ресурсоэффективная экономика замкнутого цикла. Это позволило не только остановить загрязнение окружающей среды, но и создать новые бизнесмодели экономики на принципах концепции Zero Waste («ноль отходов»), получив

при этом реальный экономический эффект. В белорусских городах внедрена

продуманная и эффективная система утилизации отходов.

Беларусь – страна сильных регионов

В каждом регионе создана основа для долгосрочной конкурентоспособности

на принципах эффективной специализации и устойчивого развития.

Центрами притяжения и развития производительных сил выступают сильные

экономические районы и города областного подчинения, которые поддерживают

тесную инфраструктурную взаимосвязь с прилегающими районами в целях

развития как единый территориально-хозяйственный комплекс.

Формируются и функционируют разнообразные поселения с уникальными качествами и ролями. Создана развитая производственная и социальная инфраструктура городов-спутников. Городские поселения стали региональной площадкой внедрения принципов устойчивого развития и эффективной «зеленой»

экономики, рационального производства и потребления.

В рамках нового пространственного развития территорий активно используется потенциал ландшафтно-усадебной застройки. Усиливается ее позитивный имидж. Осуществлена интеллектуальная интеграция и онлайнкоординация коммунальных служб, сервисов и инфраструктуры. Развивается современный транспорт, популярно велодвижение.

Для повышения территориальной сплоченности усиливается

стратегический подход к планированию развития территорий. «Региональное

измерение» внедряется в секторальные планы и программы.

                             Полноценный образ жизни и снижение рисков

для здоровья граждан в любом возрасте

Задачи по развитию здравоохранения базируются на их сопряженности с

глобальной ЦУР 3, а также необходимых мерах по решению национальных

проблем в области здоровья населения и доступа к медицинским услугам.

Стратегической целью является увеличение продолжительности здоровой

активной жизни населения, обеспечение полномасштабного охвата всех граждан,

независимо от места их проживания, качественной медицинской помощью.

Повышение качества и доступности медицинской помощи

В этих целях будет осуществлен переход к комплексному, интегрированному оказанию медицинских услуг с ориентацией на пациента, существенно повышена профилактическая направленность медицинской помощи. Предстоит усилить работу по созданию эффективной системы профилактики социально-значимых заболеваний, охвату всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами.

Особое внимание будет уделено внедрению новых эффективных методов

профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, основанных на

принципах доказательной медицины, а также совершенствованию механизма

диспансеризации населения.

Приоритетной задачей станет поддержание и дальнейшее развитие

сформированных в период пандемии COVID-19 механизмов управления

системой здравоохранения, интеграции всех ее звеньев с целью

предотвращения распространения неизученных болезней и инфекций. Особое

внимание будет уделено минимизации последствий инфекции COVID-19 у

переболевших, их реабилитации, профилактике дальнейших заражений.

Будет продолжена работа по внедрению новых высокотехнологичных

методов лечения, развитию медицинских услуг, дружественных подросткам и

молодежи, паллиативной медицинской помощи детям.

Важным является обеспечение полноценного доступа к качественным

медицинским услугам посредством оптимизации работы организаций

здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь, внедрения

новых технологий их работы, в том числе передвижных медицинских комплексов.

Особое внимание будет уделено созданию лекарственных средств нового

поколения, расширению доступа населения к безопасным, эффективным

лекарственным средствам и вакцинам. Развитие системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, интерактивных образовательных модулей позволит существенно повысить уровень подготовки и переподготовки квалифицированных медицинских кадров.

С целью развития системы здравоохранения и обеспечения устойчивости

ее функционирования предполагается расширение объемов финансирования за

счет развития государственно-частного партнёрства, а также стимулирования

привлечения населения к добровольному медицинскому страхованию.

Акцент также будет сделан на развитие персонифицированной медицины,

формирование рынка медицинских услуг, включая страховую медицину (в том

числе добровольное страхование).

Широкое вовлечение населения в формирование здорового образа жизни

Государственная политика в области здравоохранения будет направлена

на реализацию принципа «Здоровье для всех», предусматривающего не только

обеспечение всеобщего охвата медицинскими услугами, но и комплекс мер по

созданию здоровьесберегающей среды, активизации

информационнопросветительской работы, направленной на приверженность здоровому образу жизни (популяризация «моды на здоровье» среди населения).

В целях формирования поведенческих навыков здорового образа жизни

предусматривается расширение масштабов информирования всех групп

населения посредством средств массовой информации и социальной рекламы о

факторах риска здоровью населению. Акцент будет сделан на усиление профилактической работы по предотвращению наркомании, курения и алкоголизма, особенно среди молодежи. Предстоит разработать конкретные меры по снижению уровня уязвимости подростков и молодых людей и числа зависимостей, связанных с

насилием, психическими расстройствами и стрессом. Важное место в решении задачи ведения полноценного образа жизни отводится формированию развитой инфраструктуры для активного семейного отдыха, организации занятий физической культурой и спортом.

Особое внимание будет уделено развитию системы реабилитации и

адаптации к полноценной жизни людей с инвалидностью с целью обеспечения

независимого образа жизни.

Цифровизация системы здравоохранения

Качественному развитию системы здравоохранения будет способствовать

широкомасштабная цифровизация, расширение использования информационнокоммуникационных технологий, систем искусственного интеллекта для дистанционного мониторинга здоровья, развитие телемедицины.

Планируется завершить полный перевод медицинской документации на

электронную форму и перейти на широкое использование электронных

медицинских карт.

В долгосрочном периоде предполагается создание больших баз данных на

уровне диагностики и лечения пациентов. Намечены меры по внедрению новых

методов оказания медицинской помощи на основе ИТ-решений: технологий

мобильного здравоохранения (m-Health), интернета медицинских вещей

(IoMT), дополненной и виртуальной реальности.

Предполагается разработка специальных программ для мобильных

устройств для диагностики состояния здоровья человека. Будет развиваться

печать органов на 3D-принтере или биопринтинг.

Важным направлением является роботизация проведения

высокотехнологических хирургических операций, сложного протезирования и

ранней диагностики онкологических и других заболеваний, а также

генетических предрасположенностей к ним. Планируется создать Единую информационно-аналитическую систему здравоохранения. Реализация запланированных мер позволит увеличить ожидаемую продолжительность здоровой жизни с 65,5 года в 2016 г. до 72 лет в 2035 г., сократить уровень смертности детей в возрасте до 5 лет с 3,4 на 1000 живорождений в 2018 г. до 2,5 в 2035 г.

Планируется повысить долю целевой группы населения, охваченного

иммунизацией всеми вакцинами, включенными в национальные программы

до 95%. Важным результатом станет сохранение лидирующих позиций Республики Беларусь в мире по доступности медицинской помощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НСУР-2035 является инструментом, определяющим ориентиры для

подготовки стратегий трансформации бизнеса и активов отраслевых корпораций,

программ и прогнозов социально-экономического развития на республиканском и

региональном уровнях, государственных программ и др., которые будут

выступать инструментами ее реализации.

С целью всестороннего мониторинга НСУР-2035 составляются отчеты по

выполнению программ республиканского и регионального уровней, которые

являются отражением хода достижения целевых индикаторов. При формировании

очередной НСУР проводится мониторинг реализации действующей стратегии.

Мониторинг реализации НСУР-2035 осуществляется на предпрогнозном

аналитическом этапе формирования стратегического документа на очередной

прогнозный период.

Аналитический отчет о реализации приоритетов и направлений устойчивого

развития разрабатывается с привлечением членов Совета по устойчивому

развитию, а также республиканских органов государственного управления,

местных исполнительных и распорядительных органов и иных представителей

архитектуры управления процессом достижения ЦУР, общественных

организаций, национальных и международных экспертов.

Информация о результатах мониторинга реализации НСУР-2035

размещается на официальном сайте Министерства экономики.

ОСНОВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОД

      Наименование показателей

2017 г.

2021–2025 гг.

2026–2030 гг.

2031–2035 гг.

Темп роста ВВП (за пятилетие), %

112,22

125,6

120,2

117,6

Темп роста производительности труда (за пятилетие), %

115,72

126,6

121,0

121,2

Темп     роста инвистиций основного капитала (за пятилетие), %

104,12

130,2

126,0

122,4

 

Темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения (за пятилетие), %

110,02

122,2

115,3

116,0

Ожидаемая  продолжительность жизни, лет

74,4

женщины – 79,2,

мужчины – 69,3

77,2

женщины – 81,8,

мужчины – 72,1

78,7

женщины – 83,2,

мужчины – 73,8

80,2

женщины – 84,5,

мужчины – 76,4

Ожидаемая продолжительность здоровой жизни, лет

65,53

67,0

69,0

72

Коэффициент смертности детей в возрасте до пяти лет  на 1000 живорождений1

3,9

3,6

3,0

2,5

Уровень абсолютной малообеспеченности населения, % 1

5,9

5,0

4,0-4,5

3,5-4,0

Уровень  общей  безработицы,  в  %  к  экономически активному населению1

5,6

5,0

4,5

4,5

Доля молодежи (в возрасте от 15 до 24 лет), которая не учится, не работает и не приобретает профессиональных  навыков, %1

 

7,2

 

6,4

 

4,3

 

3,0

Средняя обеспеченность населения общей площадью жилых домов, м2/чел. 1

27,0

30,0

33,0

35,0

Доля     интернет- пользователей         в    общей

численности  населения, %1

74,4

80,0

88,0

95,0

Доля экспорта услуг сектора ИКТ в общем объеме экспорта услуг , %1

18,5

20,0

22,0

25,0

Внутренние затраты на исследования и разработки, % к  ВВП1

0,6

1,2

1,7

2,2

 

            Наименование показателей

2017 г.

2021–2025 гг.

2026–2030 гг.

2031–2035 гг.

Доля подвижного состава городского электрического транспорта, метрополитена и электробусов в общем количестве подвижного состава, осуществляющего перевозки пассажиров городским электрическим транспортом,  метрополитеном  и  автомобильным

транспортом в регулярном сообщении, %1

27,0

30,0

35,0

Доля площадей с органическим земледелием в общей площади сельскохозяйственных земель, %1

0,01

0,5

1,0

2,0

Отношение объема производства (добычи) первичнойэнергии из возобновляемых                                 источников

энергии      к валовому потреблению ТЭР, %1

6,2

7,0

8,0

не менее 9,0

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и мобильных источников, тыс. тонн1

1241

1210

1190

1170

Сброс      недостаточно       очищенных       сточных

вод в поверхностные водные объекты1, млн. м3

4,0

3,5

2,0

0

Использование       твердых      коммунальных

отходов от  общего объема их образования, %1

17,0

25,0

38,0

50,0

Сокращение      объемов     накопления      опасных

отходов производства (1-3 классов опасности), в % к 2015 году1

12,1

20-35

35-50

50-55

                          
                             
 
                                                                                      мирправо Детский правовой сайт
 
на сайт мнздрв 01 1 
3